Особенности проводов призывников в Чувашии

В старину проводы на службу в Чувашии длились 2-3 дня. Молодой рекрут прощался с родственниками чуть ли не навсегда, поэтому обходил почти каждый дом в родной деревне. Вся церемония сопровождалась обрядовыми песнями и танцами. Весной 2013 года в армию пошли около 2 тыс. человек из республики Чувашия. Сегодня в армию провожают уже не так пышно. Но некоторые традиции живы и до сих пор.

Особенности проводов призывников в Чувашии

Алексея Никифорова в армию провожали родные, друзья, односельчане. Богатый, щедро накрытый стол, бывалые солдаты дают будущему бойцу советы и рекомендации, мама призывника украдкой вытирает слезы. Привычная для наших дней картина. Но окажись Алексей на пару столетий назад, его проводы выглядели бы немного иначе.

Обряд начинался в доме родителей (для справедливости стоит отметить, так обычно происходит и в современной Чувашии). Сначала открывали большую бочку пива, первая кружка полагалась будущему солдату. Юноши запевали обрядовые рекрутские песни, звучали эти мотивы все дни проводов.

Важный чувашский обряд — рекрута крест-накрест через грудь повязывали полотенцами. Первой это обычно делала мама, вышитые ткани парню дарили и другие родственники. Девушки презентовали призывнику платки.

Но вернемся на минутку в современность: будущий солдат Алексей тоже обвязан полотенцами. До наших дней дошли далеко не все рекрутские обряды, но этот сохранился.

Обязательная составляющая древнего чувашского обряда — обход деревни, сейчас так уже практически не делают. Запевая прощальные песни, рекрут и его друзья двигались по строгим канонам: призывник впереди, а его свита, обняв друг друга за пояс, чуть позади. Будущий солдат шел лицом к товарищам, потом отворачивался, делал несколько шагов прямо перед собой и снова обращал взор на друзей.

Рекрут с товарищами, как правило, успевал сделать не менее трех кругов по деревне. Завершался обряд прощальной трапезой в доме призывника. На столе обязательно был каравай. Круглый хлеб подают и на современных проводах.

До сих пор жива и еще одна древняя традиция, связанная с хлебом. Первый кусок каравая отдают призывнику, но он его не съедает, а только надкусывает. Початый ломоть хранят до возвращения будущего солдата из армии. На современных проводах, как и на старинных, готовят специальную кашу, ее называют салтак паты. Подают и традиционное чувашское пиво.

Когда наступала пора прощаться, рекрут выходил из дома строго спиной вперед, лицом к зданию. Этот древний обычай, как правило, соблюдают и сейчас. Причем родители и пожилые родственники остаются за столом как символ того, что они дожидаются призывника дома.

Если рекрут садился в повозку с лошадьми, то люди следили, с какой ноги начнет движение конь. С правой — добрая будет служба. Современные призывники, как и их предки, должны соблюдать еще один обычай.

В некоторых деревнях в день прощания рекруты подходили к старому дубу, просили его о помощи. Древние чуваши были язычниками, поэтому, прощаясь с родными, рекрут обращался и к земле со словами: «Эй, грудь земли, благослови!».

Выходя из деревни или переходя через мост, рекруты раскидывали монеты. Этот обряд иногда соблюдают и в наши дни.

Впрочем, традиции сейчас помнят в основном в деревнях. Порой они серьезно отличаются в зависимости от района республики. Обряды довольно сильно усечены и отличаются от тех, что придерживались предки. Многие каноны уходят в прошлое, да и сами призывники особо в их силу не верят.

Тем не менее в некоторых сельских домах культуры либо фольклорных коллективах традиции помнят и пытаются сделать их популярнее. Да и многие папы и мамы, помня заветы своих родителей, всё-таки стараются чтить хотя бы некоторые обряды, чтобы их дети вернулись назад целыми и невредимыми.

20:38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!