Законодатели Поволжья готовы подключиться к выработке антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций
В работе заседания, которое прошло в очно-заочном формате с применением систем видеосвязи, приняли участие Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова, Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области, координатор Ассоциации, Евгений Люлин, Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, главы парламентов ПФО.
«Несмотря на непростые экономические условия, мы ни в коем случае не должны менять социальную направленность государственной политики
, - подчеркнул Игорь Комаров, -
особенно это относится к поддержке социально-незащищенных слоев населения»
.
«Совместная деятельность законодательных и исполнительных органов власти по выработке антикризисных мер является важным фактором для стабилизации положения дел,
- подчеркнул Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, -
в республике для оперативного реагирования на складывающуюся ситуацию создан Штаб, утвержден План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, введен режим экономии (финансируются только первоочередные расходы)»
. По словам Премьер-министра республики, в приоритете сейчас вопросы обеспечения населения товарами первой необходимости и медикаментами, сохранение занятости, организация бесперебойной работы системообразующих организаций, адаптация малого и среднего предпринимательства к новым условиям и поддержка сельхозпроизводителей. Кроме того, в республике организован контроль цен на основные социально значимые товары и наличия их запасов.
«Ввиду санкций, имеется угроза возникновения напряженности на предприятиях, где используются иностранные комплектующие,
- отметил Алексей Песошин, -
в этих условиях при поддержке федерального центра необходимо своевременно принять меры по поддержке занятости населения»
.
Повышение устойчивости экономики в текущих условиях должно опираться на системообразующие предприятия, считает Алексей Песошин.
«Важно ускорить запуск программы льготного кредитования, разработку новых транспортно-логистических схем
, - подчеркнул он, -
также необходимы механизмы ускоренного финансирования проектов по импортозамещению»
.
Безусловно, речь сегодня шла и о межрегиональной кооперации.
«Пока такие связи между регионами развиты слабо, мы не всегда знаем о возможностях соседних регионов
, - рассказал Алексей Песошин, -
целесообразно создать соответствующую рабочую группу на уровне округа»
.
Алексей Песошин обратился к законодателям с конкретными предложениями по поддержке граждан и бизнеса в условиях действия санкций. Все они были учтены в решении Ассоциации. Кроме того, законодатели Поволжья считают необходимым включить представителей заксобраний в состав региональных штабов по поддержке экономической стабильности для оперативного правового сопровождения принимаемых решений. Совместно с исполнительными органами госвласти планируется проработать механизм взаимодействия региональных центров импортозамещения и кооперации предприятий ПФО, создать кадровые центры для решения вопросов занятости и переквалификации.
«Санкции предоставляют нам возможность сделать ряд отраслей более конкурентоспособными, привлечь новых инвесторов, что очевидно потребует выработку мер их экономического стимулирования
, - подчеркнул Евгений Люлин, -
сегодняшняя ситуация в экономике требует принятия быстрых решений. Поэтому все законодательные органы государственной власти должны выстроить свою работу так, чтобы оперативно принимать решения в части нормативно-правового регулирования вопросов поддержки граждан и бизнеса»
.
«Мы постараемся найти формы и методы для того, чтобы противостоять новым вызовам
, - подчеркнул Фарид Мухаметшин, общаясь с журналистами, -
уверен, что решения будут найдены при поддержке федерального центра»
.
Одним из основных на заседании стал вопрос сбора, сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов. Перед заседанием руководители региональных парламентов ПФО посетили мусороперегрузочную станцию в Казани, осмотрели площадку приема ТКО, линии разделения и сортировки, систему прессования и пункт складирования готовой продукции. Комплекс был введен в эксплуатацию в 2008 году. Проектная мощность объекта составляет 182, 5 тысяч тонн ТКО в год. Мусор сортируется по 20 видам, в том числе картон, бумага, ПЭТ-бутылки, полиэтилен, стекло, ветошь, черный и цветной металл, пластик и другие, которые отгружаются на дальнейшую переработку.
Как отметил Фарид Мухаметшин, с 1 января 2019 года федеральным законом №458-ФЗ была введена в действие обновленная схема обращения с ТКО, которая должна была коренным образом перестроить принципы вывоза и утилизации бытового мусора.
«Далеко ли мы ушли в реализации этого закона?
- обратился Фарид Мухаметшин к коллегам, -
нет, мы все еще продолжаем работать по «старинке, это касается и сортировки, и утилизации. Нужно еще раз поискать более реальные пути решения этой экологической проблемы, комплексно рассмотреть все вопросы»
. Глава парламента подчеркнул, что, несмотря на принятые решения, депутатам продолжает поступать немало обращений граждан по «мусорному» вопросу, проблемы реализации «мусорной реформы» нередко поднимаются и в наказах избирателей.
Успешная реализация «мусорной реформы» возможна лишь при совершенствовании законодательства как на региональном, так и на федеральном уровнях, считают парламентарии. С подробным докладом о реализации реформы обращения с ТКО в республике выступил первый заместитель Премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин.
«Реформа в целом заработала, но есть и проблемы, которые выявились в ходе ее реализации
, - отметил вице-премьер, -
в частности, для реализации реформы необходимо создание системы обращения с ТКО, включающей в себя объекты обработки и утилизации, мусорные полигоны. Для снижения нагрузки на потребителей, необходимо участие государства в финансировании их строительства и реконструкции»
.
По мнению Рустама Нигматуллина, необходимо расширить участие Российского экологического оператора в инвестиционных проектах.
«Региональный оператор аккумулирует средства потребителей и отвечает за комплексное предоставление потребителям услуги по обращению с ТКО. При этом, законодательство не обязывает его создавать инфраструктуру»
, - посетовал он.
Для людей «мусорная реформа» начинается с контейнерной площадки, которая должна быть доступной и оснащенной. Если в селах строительство контейнерных площадок финансируется в рамках госпрограмм, то в городах механизм финансирования законодательно не прописан.
Острым в регионах стал вопрос регулирования нормативов накопления ТКО.
«Субъекты сталкиваются с судебными решениями по отмене региональных нормативов накопления ТКО
, - отметил Рустам Нигматуллин, -
в этот период часть предприятий, образующих отходы, имеют возможность не оплачивать данную услугу. Необходимо на федеральном уровне установить единые нормативы накопления ТКО с коэффициентами по территории либо утвердить временные (заменяющие) нормативы, которые регионы могли бы применять на период пересмотра отмененных судами нормативов»
.
Важным на сегодняшний день является вопрос рекультивации несанкционированных свалок вне границ населенных пунктов. Этот вопрос, по мнению Рустама Нигматуллина, можно решить в рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Тем более, сейчас подобная работа уже ведется внутри сел и городов.
«Принимая во внимание, что большинство полигонов находится вне зоны населенных пунктов и их эксплуатационный срок завершается, предлагается расширить действие федерального проекта и на данные объекты»
, - сказал вице-премьер.
Необходимо также на федеральном уровне устранить неопределенность в вопросе принадлежности жидких бытовых отходов (к отходам или к сточным водам) и ввести процедуру лицензирования деятельности по транспортированию сточных вод специализированным автотранспортом.
Отдельно законодатели Поволжья остановились на вопросах сопровождаемого проживания лиц, нуждающихся в нем в силу инвалидности и особенностей здоровья. Речь идет, в частности, о сопровождении людей с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. Для организации системной работы с данными гражданами необходимо усовершенствовать действующую нормативно-правовую базу, урегулировав вопросы внедрения технологий сопровождаемого проживания (установить порядок предоставления жилья для оказания услуг по сопровождаемому проживанию, определить условия работы опекунов, утвердить перечень социальных услуг, критерии определения нуждаемости и т.п.).
Принятые сегодня решения и предложения будут направлены в адрес Государственной Думы ФС РФ и Правительства России.